отзывы

Известно, что отзывы о фирмах являются одними из самых мощных рекламных инструментов, как психологическое воздействие на потенциальных клиентов. Чего только не делается предпринимателями для получения пары десятков восхищенных отзывов, как они только не крутятся: снижаются цены, предлагаются подарки, они сами бегают за клиентом…

А побегать им приходится, ибо клиент – личность весьма ленивая и добиться от нее отзыва бывает проблематично. Казалось бы он сам должен прыгать и кричать: «Отличный товар!» На практике же клиент почему-то прыгает от радости в одиночку, в собственной квартире. Бизнесмену он может прислать пару восхищенных строк в письме. А добиться качественного, подробного отзыва о-очень трудно. Но речь не об этом.
Что бы там ни было, отзыв должен свидетельствовать об одном — об отличном качестве товара. И вот здесь и возникает один прелюбопытнейший феномен, который называют «синдром петуха и кукушки». Феномен этот складывается из двух явных парадоксов.
Первый парадокс. Большая часть потребителей в радостные отзывы клиентов не верит. Это мотивируется следующим образом: «Отзыв писал не профессионал, а такой же потребитель как и я. Откуда он знает, что товар действительно высококачественный? Может быть, он принимает за высокое качество что-нибудь дешевое. Пусть качество данного товара мне оценит эксперт, тогда поверю.
Это интересная позиция, граничащая с глупостью. Если рассуждать логически: человек, который написал отзыв, такой же потребитель, как и я. А если его товар устроил, то почему он должен оказаться плох для меня? Знаю, сейчас на меня посыплются груды возражений — мол, все люди разные, что одному подходит, то другому – нет и т.п.
Но все это чистая софистика. Пример? Если человек обладающий моим уровнем знаний прочитал книгу и решил, что она для него полезна, почему бы мне тоже ее не прочитать, если о ней человек такого мнения?
Я никого не хочу обидеть, говоря о том, что реклама в данной ситуации играет гораздо менее значительную роль. Что поделать: при чтении рекламы потенциальный покупатель бессознательно ищет довод в опровержение того, что в рекламе написано.
Парадокс номер два. Как ни странно, он вытекает из первого. «Покажите это специалисту, пусть он скажет, что он думает об этом товаре, ему мы поверим!». Пожалуйста, вот отзыв специалиста. И тут уже начинается интересное. Когда говорят об отзывах профессионала из другой сферы (хотя он вряд ли может доступно рассказать о том, в чем плохо разбирается), вопросов нет, но — когда дело касается отзывов людей, которые работают в той же области…
Во-первых, специалисту верят на слово, но до тех пор, пока он говорит о чужом товаре. Опять срабатывает психологический барьер — «каждый кулик свое болото хвалит».
Во-вторых, профессионалов (экспертов) в любой сфере деятельности не так много. В итоге нарисовывается одна интересная картина. Предприниматель, чтобы получить отзыв от специалиста, обращается к нему и предоставляет свой товар с просьбой оценить. Специалист отметил, что товар хорошего качества, и пишет предпринимателю соответствующий отзыв. Довольный бизнесмен берет этот отзыв как рекламу, и тут специалист его окликает: «Погоди! Я тоже новый товар на продажу вывожу, нужен отзыв от предпринимателей вроде тебя. Глянь, оцени. Понравиться – опиши…» Предприниматель и пишет. Успешных бизнесменов мало, каждый из них является специалистом в своей области. Пока других профи нет, они и обращаются за отзывами друг к другу. А широкая общественность кричит: « Это одна шайка! Они сами друг другу пишут отзывы!»
Оставляю в стороне профессиональную этику, по которой написать хороший отзыв на плохой товар нельзя. Широкой общественностью почему-то считается, что там, где разговор идет о бизнесе и деньгах, этика молчит. Но мы лучше поговорим о вещах, в которые люди верят – в то, что каждый предприниматель готов удавиться ради прибыли.
Итак, для того, чтобы люди верили предпринимателю и покупали у него то, что он им предлагает, они должны знать его и верить ему. Иными словами, предприниматель должен иметь в их глазах соответствующую репутацию. Это аксиома бизнеса. Для того, чтобы добиться соответствующего уважения и признательности к себе в своей деятельности, он должен солидно потрудиться. Трудно сформировать репутацию на своем рынке, гораздо труднее постоянно поддерживать ее на хорошем уровне.
Теперь представьте себе, что предприниматель написал отзыв на плохой товар для кого-то из партнеров по «шайке». Этот отзыв дошел до его клиентов и они ему поверили, потому что они ему верят, его знают и уверены, что он плохого не посоветует. Клиенты этот товар купили, и… предприниматель для них уже не уважаемый специалист, а простое лживое трепло! Они от него в момент отворачиваются, и он теряет свой рынок, и вместе с ними – прибыли. Оно ему надо? С какой стати он должен писать хвалебный отзыв на некачественный товар?! Нет, нормальный предприниматель не склонен к самоубийству и, прежде чем писать для кого-то отзыв, он самым тщательным образом изучит то, что предоставлено на рецензию.
Обобщая вышесказанное, можно сделать один вывод: если кто-то из бизнесменов пишет хороший отзыв на товар другому бизнесмену – можете быть уверены, что товар качественный. Написание специалистом отзыва на некачественный товар противоречит здравому смыслу, а написание отзыва на качественный товар часто сдерживается из соображений конкуренции. Поэтому если предприниматель написал другому подобный отзыв, товар окажется просто потрясающим. Так что таким отзывам можно смело доверять.

Обсуждение закрыто.