В предверии новогодних праздников, GameInside.ua пообщался с тренером команды HellRaisers — Иваном «Johnta» Шевцовым. Бывший профессиональный игрок подвёл итог 2017 года для коллектива и рассказал об изменениях в составе своих подопечных. В интервью, Johnta заявил, что организациям из СНГ стоит ориентироватся на международный рынок и не зацикливатся на нашем регионе.
— Последний ваш турнир – ESL Pro League, расскажи пожалуйста о своих впечатлениях от турнира, какие стояли задачи перед вашей командой, что вы выполнили и как ты оцениваешь работу своих подопечных?
— Задачей был выход из группы. Подходя к турниру мы понимали что можем обыграть любого оппонента своей группы, так точно. В групповой стадии, мы плохо начали против Luminosity, на это есть ряд причин. Могли дать comeback но в итоге не закрыли, начали ошибаться больше чем они. С fnatic и liquid все было весьма просто. Мы играли inferno, которую хорошо подготовили к турниру, зная что с нами ее будут оставлять. А вот наш лучший overpass на турнире показали не лучшим образом. Победа над Astralis с заменой далать очень трудно, я ожидал более сильной игры от нас. Матч с FaZe вообще был из ряда вон. Мы, как и с бразильцами провалили начало матча и проигрывали 0-9. Причем они не делали ничего особенного, просто наши игроки совершали глупые ошибки. Может не собрались так, как нужно было. После мы взяли подряд 6 раундов и пистолетку. Я реально верил в то, что мы можем выиграть 16-9(смеется).
Но мои надежды быстро исчезли, когда мы отдали второй раунд, при чем таким образом — что он создал какую-то боязнь нашим игрокам и мы всю оставшуюся сторону отыграли плохо. Цель выхода из группы мы выполнили, но я увидел новые проблемы нашей команды, которые не всплывали ранее. Оцениваю работу ребят хорошо, но есть ряд вещей которые они могли бы улучшить прислушиваясь к моим словам внимательней.
— После успешной групповой стадии, вы попали на Misfits и увы, проиграли. Как так случилось? У новичков сдали нервы? Над чем вам предстоит работать?
— Да, тимплей и клатчи во многом были очень на плохом уровне. Мы обычно играем лучше, намного. В ситуациях после размена ребята действовали очень во многом по одному, когда можно было сыграть вместе и выжать из ситуации больше. Я думаю, что основой был стресс и давление, в первую очередь давление игроков самих на себя. Ведь каждый понимал, что нам по силам их обыграть и мы в чем-то, наверное, фаворит этого матч-апа. Из-за чего боязнь сделать ошибку помешала игрокам действовать так, как они умеют и привыкли. Над этим и будем работать. У нас было много матчей в онлайне, где мы проигрывали потенциально слабее командам и я опасался такого исхода. Но в команде пять человек, у которых в голове свои мысли и не всегда просто донести до них то, что нужно команде. Это, наверное, самая трудная часть работы тренера, я уже испробовал кучу подходов но единого решения пока нет.
— Отдельный вопрос про Deadfox. В последнее время его статистика оставляет желать лучшего. Ты, как тренер доволен игроком и если нет, то как вы это планируете исправить?
— Люди смотрят на цифры, не понимая важных деталей. Даже эксперты наших студий продакшена не видят той огромной работы которую Бэнце выполняет в нашей команде. У него есть проблемы со стабильностью индивидуального микро, над которыми мы с ним работаем. Но большая часть его задач в поддержании структурности нашей игры, помощи другим игрокам. Он ее выполняет замечательно, чувствует важные тайминги и правильно отыгрывает позиционно. К примеру матч с Astralis он провел просто великолепно, за счет чего мы и смогли победить. А это был по сути самый важный матч за выход из группы. Но люди смотрят на цифры и не видят истины, которая кроется в деталях.
Люди смотрят на цифры, не понимая важных деталей
— В сезоне вы пропустили DreamHack Open из-за визовых проблем. Как вы планируете решать эту проблему в будущем?
— На период оформления виз в США отношения Турции с США испортились и прямо в день подачи документов, с уже готовой анкетой и всем необходимым для этого, w0xic узнал, что посольство США закрыло прием на неопределенный срок. Мы пытались подать его в Украине, но ему дали отказ. Мы проанализировали причины, и в следующий раз составим комплект документов лучше, чтобы турок мог получить визу. Благо на данные момент отношения Турции с США улучшились и работа американского посольства возобновилась. ISSA же получил визу на пять лет и с ним проблем не будет. Думаю, это был небольшой трудный период в этом вопросе, но в дальнейшем таких проблем будет меньше и меньше.
— К сожалению, вашей команды не будет на ELEAGUE Major. Учитывая ситуацию, сейчас гораздо легче пройти на минор из СНГ, нежели из Европы, так может стоит набирать игроков из нашего региона? Есть перспективные агенты?
— Да, жаль что мы пропустим этот Major. К сожалению, у нас не было возможности достойно подготовиться к отборочным из-за ряда причин. Анонс был очень плох в этом году и не дал командам заранее спланировать подготовку.
Я не боюсь EU Minor`а, и не считаю что нужно формировать состав пытаясь пройти легким путем на закрытые квалификации, а теперь уже и мейджор. Будь у нас чуть больше времени на подготовку, я уверен мы бы прошли европейские отборочные.
В СНГ очень мало англо-говорящих игроков, в этом проблема. Вектор развития нашей команды — интернациональный, если бы были достойные кандидаты в СНГ — мы бы обязательно их рассмотрели. Я вообще считаю, что нашим СНГ игрокам нужно развиваться в международном направлении. Если ты хорош, то закрывать себя только под локальную сцену — глупо. Посмотрите на Niko, Allu, Oskar и других про-игроков, которые играют на tier1 уровне являясь чуть ли не единственными достойными представителями своей сцены.
— Перед EPL вы съездили в Беларусь на нашумевший FCDB Cup 2017. Как вам турнир? Были ли обещанные в трейлере турнира девушки?
Турнир был очень неплох. Особенно учитывая, что организаторы делали такой турнир первый раз. Надеюсь, что они будут проводить такие LAN`ы регулярно — это поможет нашей CIS сцене развиваться. Девушек не было, конечно. Да и никто их не обещал, видео явно было создано с целью сделать шумиху, что отлично получилось. Хотя игроки, конечно, питали иллюзии, особенно надеясь на afterpaty(смеется).
— Что можешь сказать о том, как выросла(или нет) просцена в СНГ за год?
— Относительно СНГ сцены, то она однозначно в чем-то выросла. Качество работы команд начинает расти, но достойных команд все еще не много, нужно еще немного подождать. Выделить из всех команд могу разве что Avangar. Ребята работают в правильном направлении и их подход выглядит намного профессиональней всех остальных. Это видно даже не всматриваясь в детали.
Если индивидуально взять по игрокам, то есть конечно ребята которые выделяются. Из тех, с кем работал лично явно могу выделить Coldy и Mir. У них есть отличное качество, прислушиваться к советам и вникать в детали — это очень важно.
— Недавно Valve анонсировали новый формат «мейджоров», и сообщество разделилось на две части: многие писали, что это шаг вперед для сцены(DonStepan), многие игроки и тренера, в том числе и ты, раскритиковали это решение. Твое мнение еще не поменялось? Ведь это и правда позволит «молодняку» заработать на стикерах и сфокусироватся на игре, а не на заработке. Стоило ли «жертвовать» престижем и статусом стикеров в пользу командам с минора?
— Конечно, престиж мейджор-турнира немного ушел. Ведь ранее закрытые квалификации были всегда очень трудными, и игроки получали стикеры по сути за то, что преодолели этот труднейший этап. Комментаторы и другие медийные личности не могут этого понять, ведь они не проходили через это. Конкуренция сейчас невероятно плотная и выиграли минор, а потом закрытые квалификации — задача не из простых. Команды, которые не прошли закрытые квалификации уезжали с пустыми руками.
Agree. Stickers lost its value and prestige for sure. https://t.co/tTIKie1rjN
— Ivan Shevtsov (@JohntaCSGO) 13 грудня 2017 р.
Люди, которые считают, что наличие стикеров у победителей Minor турниров позволит сфокусироваться на игре — ошибаются. Теперь команды и организации еще больше будут думать, как бы пройти региональные отборы, и потом уже тратить деньги. Может даже составы будут собираться чисто под успех на Миноре. Я надеюсь, с новым форматом будет изменен и формат региональных отборочных. Без этого, будет хуже. Итак ESL сейчас показывает ,что именно их турниры наиболее круты и собирают действительно лучшие команды.
— Учитывая последние успехи bondik`а, не рассматриваете ли вы его возвращение после окончания аренды, как опцию? Ходят слухи, что его уход как-то связан с конфликтом между Владом и тобой. Можешь прокомментировать это и рассказать о причинах такого исхода? И сюда же в копилку достаточно прямой вопрос: что вы планируете делать с Zero? Он нагоняет форму, или просто ждет окончания контракта?
— Возвращение Влада рассматриваем, но зависит это от многих факторов. Влад был посажен на лавку, для того чтобы он понял ряд вещей которые от него требовал я, Кирилл, Амиран. Но он эти вещи игнорировал в течении более чем полугода. Также, у него были претензии к другим игрокам и при формировании нового состава это было бы негативным фактором. Когда стало понятно, что Кирилл не уходит в Na`Vi, я считал важным создать для него ощущение свежести состава, для того чтобы он не потерял мотивацию. Поэтому мы решили делать две замены. И было принято непростое решение посадить Влада на лавку, чтобы он задумался над некоторыми вещами пока мы тестим ISSA и w0xic. Но к сожалению он воспринял это не так, как мы хотели с какой-то обидой. Мы с ним, к примеру, вообще не общались, что явно не способствует к возвращению игрока в состав.
С Патриком ситуация была чуть иная, он понимал что у него серьезный спад и ему нужно время чтобы отдохуть от CS и вернуться с новыми силами. Мы с ним общались и я говорил что именно нужно исправить. Да и он сам все понимал, но когда он был отправлен на замену, он почти не играл в CS после этого и на турнире в Китае от Starladder он не изменил ряд моментов, на которые я ему указывал. Что будет с ним сейчас, не знаю. В игровой состав bondik вряд ли вернется.
— В интервью, Ange1 сказал, что «Некоторые проблемы команд из СНГ нельзя исправить», какие проблема нельзя исправить по твоему мнению?
— Я думаю, он имел ввиду профессионализм и серьезность игроков. Многие игроки в мечтают о топ результатах, но в голове имеют кучу проблем и не могут настроить себя на продуктивную работу, не могут построить четкий план развития себя как профессионала.
— За этот год, чувствуешь ли ты прогресс свой, как тренера? Что изменилось может в твоем подходе за это время?
— Да, конечно. Очень многое изменилось. Во-первых, я понимаю, как лучше подавать информацию игрокам и влиять на их развитие. Понимаю лучше какие факторы влияют на их концентрацию и способность отыгрывать на максимум. Я предвижу много ситуаций и ошибок, говорю об этом игрокам. Но они могут не воспринимать это и пока сами не ошибутся. Получается что-то типа, я говорю: «Там грабли, лучше обойти другим путем», — а игрок все равно идет и получает по лбу и говорит потом: «Да, и вправду — там грабли, ты был прав лучше было обойти».
Во-вторых, я развиваю себя как профессионал, который работает на международном уровне и работа с игроками разных национальностей и культур дает мне кучу новых знаний.
— Стоит ли Valve пересмотреть обязанности тренера? Что думаешь об этом правиле? Доволен ли ты своей ролью на турнире?
— Доволен тем, что есть сейчас. Но думаю, что будь у тренеров возможность говорить во время freezetime, уровень CS был бы выше. Часто вижу, как игроки/капитан не видят некоторых важных особенностей игры из-за ее высокой динамики и не всегда есть тайм-ауты чтобы на это указать. Да и не только, мне кажется если бы у тренеров было больше моментов влияния на процесс игры — это б добавило интереса в соперничестве умов. Вон, в других видах спорта соперничают не только игроки, капитаны, а еще и тренера и следить за этим весьма интересно.
— Скоро Новый Год. Можешь подвести итог года и рассказать, какой план-минимум ложится на команду в 2018?
— Думаю, год был весьма успешен. В один момент мы вывели команду на уровень топ10 мира и играли весьма стабильно, потом после решафла взяли перспективных игроков и выросли во многом закончив год хорошим результатом на самой топовой лиге. План на 2018 год — войти опять в топ10 и закрепиться там уверенно, учувствовать на большем количестве ланов и набирать опыт.
— Спасибо, что смог уделить время. Скажешь что-то напоследок? Может приветы, поздравления нашим читателям, спонсорам?
— Спасибо тем, кто смотрит CS и поддерживает сцену своим интересом к ней. Болейте за хороший CS и развивайтесь культурно. Ну и конечно же, всех с наступающим Новым Годом и Рождеством!
Источник: gameinside.ua
Автор: KvintUA