международные морские перевозки

Когда Международная морская организация (ИМО) проводила свою первую Ассамблею в 1959 году, в ее составе было менее 40 государств-членов. Сегодня их число составляет 168, при этом более 98 процентов мирового торгового флота (по водоизмещению) соблюдает основные конвенции о международных морских перевозках, разработанные ИМО.

Принятие морского законодательства является основной задачей этой организации. ИМО приняла около 40 конвенций и протоколов, большинство из которых обновляются в соответствии с изменениями, происходящими в мировых морских перевозках; а также более 1000 кодексов и рекомендаций, касающихся безопасности на море, предотвращения загрязнения и других соответствующих проблем. К задачам ИМО по повышению безопасности морского судоходства и предотвращению загрязнения моря судами добавились вопросы морской безопасности. Главные экологические вопросы, которыми занимается ИМО, включают перенос вредных водных организмов в балластной воде и донных отложениях, выброс судами парниковых газов и утилизацию судов.

Первоначально ИМО концентрировала внимание на разработке международных договоров и другого законодательства по безопасности судов и предотвращению загрязнения морской среды. В настоящее время ее внимание сосредоточено на соблюдении международных стандартов ИМО при одновременном продолжении внесения поправок и обновления существующего законодательства и заполнения пробелов в законодательной базе.

Основные договоры ИМО о безопасности морских перевозок и предотвращении загрязнения моря судами, действующих в мировом масштабе, включают:

Международную конвенцию о грузовой марке (Конвенция ГМ), 1966 г.;
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 г.;
Международную конвенцию по безопасным контейнерам (КБК), 1972 г.;
Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов , 1973 г., измененная Протоколом к ней 1978 г. (МАРПОЛ 73/78);
Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), 1974 г.;
Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), 1978 г.;
Международную конвенцию по поиску и спасению на море (Конвенция САР), 1979 г.
Многочисленные кодексы, некоторые из которых стали обязательными для исполнения, касаются конкретных вопросов, например, перевозки опасных грузов и высокоскоростных судов. Международный кодекс по управлению безопасностью, которому была придана обязательная сила поправками к СОЛАС, принятыми в 1994 году, касается лиц, эксплуатирующих и обслуживающих суда. Особое внимание уделяется стандартам в отношении экипажей, включая полный пересмотр в 1995 году конвенции о подготовке и дипломировании моряков 1978 года, который впервые поставил перед ИМО задачу мониторинга соблюдения Конвенции.

Безопасность жизни на море остается одной из главных задач ИМО. В 1999 году окончательно вступила в действие Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), гарантирующая помощь судну, терпящему бедствие практически в любой точке мира; даже если у команды не будет времени радировать обращение о помощи, сообщение будет передаваться автоматически.

Различные конвенции ИМО касаются вопросов ответственности за ущерб и его компенсации. Важнейшие среди них — Протокол 1992 года к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Конвенция КЛК, 1969 г.) и Протокол 1992 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (Фонд МКЗН, 1971 г.) — совместно обеспечивают компенсацию пострадавшим от загрязнения нефтью. Афинская конвенция о морской перевозке пассажиров и багажа (ПАЛ, 1974 г.) устанавливает пределы компенсаций, выплачиваемых пассажирам судов.Когда международные морские перевозки проводили свою первую Ассамблею в 1959 году, в ее составе было менее 40 государств-членов. Сегодня их число составляет 168, при этом более 98 процентов мирового торгового флота (по водоизмещению) соблюдает основные конвенции о международных морских перевозках, разработанные ИМО.

Принятие морского законодательства является основной задачей этой организации. ИМО приняла около 40 конвенций и протоколов, большинство из которых обновляются в соответствии с изменениями, происходящими в мировых морских перевозках; а также более 1000 кодексов и рекомендаций, касающихся безопасности на море, предотвращения загрязнения и других соответствующих проблем. К задачам ИМО по повышению безопасности морского судоходства и предотвращению загрязнения моря судами добавились вопросы морской безопасности. Главные экологические вопросы, которыми занимается ИМО, включают перенос вредных водных организмов в балластной воде и донных отложениях, выброс судами парниковых газов и утилизацию судов.

Первоначально ИМО концентрировала внимание на разработке международных договоров и другого законодательства по безопасности судов и предотвращению загрязнения морской среды. В настоящее время ее внимание сосредоточено на соблюдении международных стандартов ИМО при одновременном продолжении внесения поправок и обновления существующего законодательства и заполнения пробелов в законодательной базе.

Основные договоры ИМО о безопасности морских перевозок и предотвращении загрязнения моря судами, действующих в мировом масштабе, включают:

Международную конвенцию о грузовой марке (Конвенция ГМ), 1966 г.;
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 г.;
Международную конвенцию по безопасным контейнерам (КБК), 1972 г.;
Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов , 1973 г., измененная Протоколом к ней 1978 г. (МАРПОЛ 73/78);
Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), 1974 г.;
Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), 1978 г.;
Международную конвенцию по поиску и спасению на море (Конвенция САР), 1979 г.
Многочисленные кодексы, некоторые из которых стали обязательными для исполнения, касаются конкретных вопросов, например, перевозки опасных грузов и высокоскоростных судов. Международный кодекс по управлению безопасностью, которому была придана обязательная сила поправками к СОЛАС, принятыми в 1994 году, касается лиц, эксплуатирующих и обслуживающих суда. Особое внимание уделяется стандартам в отношении экипажей, включая полный пересмотр в 1995 году конвенции о подготовке и дипломировании моряков 1978 года, который впервые поставил перед ИМО задачу мониторинга соблюдения Конвенции.

Безопасность жизни на море остается одной из главных задач ИМО. В 1999 году окончательно вступила в действие Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), гарантирующая помощь судну, терпящему бедствие практически в любой точке мира; даже если у команды не будет времени радировать обращение о помощи, сообщение будет передаваться автоматически.

Различные конвенции ИМО касаются вопросов ответственности за ущерб и его компенсации. Важнейшие среди них — Протокол 1992 года к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Конвенция КЛК, 1969 г.) и Протокол 1992 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (Фонд МКЗН, 1971 г.) — совместно обеспечивают компенсацию пострадавшим от загрязнения нефтью. Афинская конвенция о морской перевозке пассажиров и багажа (ПАЛ, 1974 г.) устанавливает пределы компенсаций, выплачиваемых пассажирам судов.